Подъем и сваливание самолета, маневр
Рабочий диапазон самолета или диапазон угла атаки при взлете на самом деле очень мал, всего около десяти градусов. Поскольку девяносто градусов – это вертикаль, то получается, что используется только одиннадцать процентов из диапазона в девяносто градусов. Тонкая грань существует между подъемом и сваливанием самолета.
Если самолет совершает слишком резкий маневр, то появляется нелинейная зависимость подъемной от угла атаки. Другими словами, если сильней тянуть на себя штурвал, то самолет не будет больше подниматься и произойдет сваливание. Во время тренировочных полетов пилоты учатся избегать нелинейностей, но сваливания все же случаются.
Ламинарный поток, воздух гладко скользящий по поверхности – мечта специалиста. В тридцатых годах инженеры называли это обтекаемостью. Термин вошел в обиход, и эта технология вдохновила многих дизайнеров. Квадратные формы были позабыты и в моду обтекаемые линии. Когда конструкторы разрабатывают форму крыла, то, прежде всего, думают, что они хотят от воздуха. Если надо, чтобы самолет получился очень эффективным, то берется в расчет большой поток воздуха и слегка направляется вниз.
Такое обычно проделывается с самолетами с длинными крыльями. У самолетов с небольшими крыльями, например истребители, а у них очень короткие крылья, в расчет берется меньший поток воздуха и направляется он вниз более стремительно. В таких условиях эффективность уменьшается, в результате увеличивается лобовое сопротивление.
Еще одна попытка конструкторов совершить переворот в авиастроении – сделать полностью обтекаемый самолет, чтобы с поверхности не торчали антенны и провода. Некоторым такие вещи нравятся. Пока угол атаки правильный, неважно какая поверхность крыла смотрит вниз. Это касается, прежде всего тех, кто любит переворачивать самолет кабиной вниз.