Рост крупнейших городов, безработица, кризис транспорта
Несмотря на попытки отдельных энтузиастов архитекторов, строителей, государственных деятелей, капитализм как общественная система неспособен разрешить проблемы, связанные с урбанизацией.
Известный греческий архитектор Констаитинос Доксиадис, вскрывая причины кризиса городов в капиталистическом мире, пишет: "Серьезнейшей ошибкой является забвение той простой истины, что город должен создаваться для человека. Сегодня живую улитку путают с ее раковиной. О самой раковине заботятся больше, чем о живущем в ней организме. И кончится все это тем, что раковина задушит моллюска".
В условиях крупного города некоторые предприниматели стремятся всеми силами быстрее реализовать капиталы, вложенные в новые предприятия. Капиталистический город притягивает к себе огромную армию дешевой рабочей силы из сельских районов. Однако за выгоды предпринимателей расплачивается общество в целом.
Диспропорции роста крупнейших городов ведут к нарастающим трудностям управления их хозяйством, безработице, обострению жилищной проблемы, кризису транспорта, катастрофическому разрушению окружающей среды.
Еще полвека назад для выдающегося архитектора Ле Корбюзье города были опасными и недостойными нашей эпохи машинами для жизни. Сегодня, по признанию испанского архитектора Мигеля Фисака, они остаются смертельными врагами человека, огромными пространствами, где люди задыхаются от грязи. Города на Западе называют трущобами сегодняшнего и завтрашнего дня, непомерно разросшимися чудовищами, центрами нервных заболеваний и преступности, клетками, ульями.
Поводов для таких мнений более чем достаточно: гигантски разросшиеся, все более переполняющиеся города, нехватка нормальных жилищ, кварталы лачуг, дефицит жизненного пространства, злоупотребления властей, покушения на окружающую среду и природные ресурсы, загрязнение воздуха и поды, шум, мусор, автомобили, распространение заболеваний, бесчеловечность, насилие, преступность.