Промышленно развитая Польша. Гданьские судоверфи и кораблестроительная промышленность
Промышленно развитая в прошлом страна Польша плавно превращается в периферийное низко технологическое государство. Один из примеров – флагман Польской промышленности – тракторный завод. Объем выпуска шестьдесят тысяч машин в год. Но уже скоро на месте предприятия построят жилой микрорайон, жители которого возможно о много образующем гиганте возможно и не вспомнят. А вот будут помнить о заводе еще долго сотни потерявших работу и фермеры, вынужденные закупать технику за рубежом. Была известная марка, но сегодня об этом не скажешь.
Приходится покупать за большие деньги немецкие тракторы. Еще более показательна история взаимоотношения Евросоюза и польской кораблестроительной промышленности. Совсем немногое осталось от знаменитых Гданьских судоверфей. Именно Гданьские судоверфи считаются колыбелью польской свободы. Идеализм семидесятых, Лех Валенса, профсоюзы, солидарность, флаги, стачки, теперь все это уже в прошлом. Степень своей свободы в ЕС многим странам и организациям пришлось в значительной степени пересмотреть история Гданьских верфей здесь как нельзя показательна.
Ведь всего за несколько десятилетий из передового вдохновляющего примера они стали практически памятником ветхому прошлому. Помощь, которую официальная Варшава пыталась выделить тонущим верфям, евро чиновники рассмотрели протекционизмом, что шло в разрез принципам свободной конкуренции. Еврокомиссия обязала предприятие вернуть деньги. Очевидно, когда верфи без пяти минут уже банкроты сделать этого не могли. После этого имущество распродали, предприятие закрыли. Многие утверждают, что за непримиримой позицией Еврокомиссии стоят интересы судостроителей Германии и Великобритании.
ЕС дал возможность Польши доступа к европейским технологиям и возможность получать финансовую помощь, получать деньги, которые должны были пойти для развития польского края. Но есть и обратная сторона. Польше пришлось принять европейские правила, и в некоторой степени это лишило ее независимости. Ликвидировали судоверфь. Очень сильно упало производство. Ведь там работали тысячи людей. Две судоверфи закрыли, сложно понять эту политику, но факт есть.