Экономический кризис в Белоруссии. Ажиотаж на валютном рынке Белоруссии
В Белоруссии стали открыто говорить об экономическом кризисе и девальвации национальной валюты. Слухи поспешил опровергнуть глава Национального Банка Белоруссии Петр Прокопович. Никакой разовой девальвации и одномоментной никогда не будет. И, тем не менее, скоро о девальвации было объявлено официально. В ночь с 24 на 25 мая белорусский зайчик подешевел почти вдвое. Вместе с ним и в два раза уменьшились зарплаты белорусов.
Очереди у обменных пунктов стали круглосуточными. Люди изо дня в день приходят на перекличку. Единственная надежда на иностранцев. Когда они приносят в обменник валюту, ее сразу же выкупает тот, кто в очереди первый. Когда валюта в банках закончилась, белорусы придумали оригинальный способ конвертации своих зайчиков в российские рубли через почтовые переводы. Белорусская почта должна была возмещать убытки Российской стороне, но вскоре перестала это делать, так как запас валюты иссяк. Белоруссия прекратила выполнять свои обязательства, и задолженность возросла до 160 миллионов рублей. Те, кто не успел вложиться в валюту, стали скупать импортные товары. Начался продовольственный ажиотаж.
Цены подскочили на 50-100 процентов. Сначала с прилавков смели импортную бытовую технику. Люди брали магазины, в буквальном смысле, штурмом. Когда холодильники и микроволновки закончились, покупатели переключились на продукты питания. Стали запасаться солью, спичками и гречкой. Чтобы остановить покупательскую панику, власти попытались применить методы административного воздействия.
Впрочем, по мнению экспертов, именно избыток государственного регулирования экономики стал одной из главных причин нехватки товаров внутри страны. Когда создали таможенный союз, то Белоруссия стала здорово демпинговать на российском рынке со своей продукцией. С одной стороны, она эту продукцию субсидирует, с другой стороны, в Белоруссии есть свободные экономические зоны, где некоторые экономические субъекты вообще не платят налоги, в отличии от российских партнеров и конкурентов.